Больше 4 млрд тенге поступило в госказну
по итогам 2023-го за счет таможенных платежей и налогов. Рост за год составил
почти 20%. Об этом на брифинге в Астане сообщил представитель Комитета
госдоходов Министерства финансов республики. По данным Елдоса Саудабаева, за
счет мер таможенного администрирования бюджет страны пополнился 150 млрд тенге.
Также Казахстан наторговал с третьими государствами в прошлом году больше чем
на 111 млрд долларов. Из них торговые операции с КНР составили в денежном
выражении больше 31 млрд в американской валюте. Добиться такого результата, по
мнению экспертов, удалось за счёт внедрения цифровых технологий и упрощения
таможенных процедур на госгранице. Так, например, на всех автомобильных пунктах
пропуска на внешнем рубеже ЕАЭС успешно работает автоматизированная система
электронной очереди. Кроме того, оцифрована процедура по выдаче иностранных
бланков на госгранице с Поднебесной через платформу «Qoldau.kz».
Аналогичный пилотный проект,
отмечают в ведомстве, планируют внедрить теперь и с Узбекистаном. Также
ускорена работа по выдаче специальных разрешений для крупногабаритных и
тяжеловесных автотранспортных средств в пунктах пропуска.
Елдос Саудабаев, Директор Департамента
Комитета государственных доходов Министерства финансов РК:
- В 2024 году только за
январь-февраль месяц через автомобильные пункты пропуска на границе с третьими
странами – это, как вы знаете, Китай, Узбекистан, Туркменистан проследовало свыше
162 тыс. автотранспортных средств. Между тем в 2023 году проследовало свыше 1
млн автотранспортных средств. В 2022 году, если брать статистику, 639 тыс.
автотранспортных средств. Таким образом, увеличение пропускной способности
составило 61%.
В Комитете государственных
доходов также рассказали о предусмотренных мерах для развития транзитного
потенциала и трансграничной торговли нашей страны. Это, в частности,
модернизация пунктов пропуска, применение навигационных электронных пломб в
целях отслеживания товаров, перевозимых по территории ЕАЭС. А еще - введение
единого кона по экспортно-импортным операциям и, безусловно, немаловажную роль
играет отказ от бумажной волокиты в сторону цифрового документооборота. Все
это, в целом, считают эксперты, способствуют ускоренному развитию и
популярности транспортных коридоров стран Центральной Азии, Каспийского региона
и Закавказья.