От стука рельсов - к инновациям в железнодорожных технологиях. Грохот
колес поезда во время одной из поездок на олимпиаду не давал спать старшеклассникам
из Астаны - Дінмұхамеду Матаю и Амиру Жанибеку. Тогда у ребят и появилась идея:
создать решение, которое позволит снизить уровень шума. Их разработка
направлена на повышение безопасности и эффективности железнодорожной
инфраструктуры.
Динмухамед Матай, автор проекта:
– Между двумя рельсами образуются стук и вибрация. Почему же? Потому что
между двумя рельсами есть тепловой зазор, и он нужен нам для того, чтобы зимой
рельсы сокращались, а летом рельсы удлинялись.
Амир Жанибек, автор проекта:
– В месте, где проваливается колесо, происходит генетический удар. И чтобы
вообще решить эту проблему, мы оригинальный тепловой зазор поделили на две
части. Получается, что колесо не проваливается, когда едет по нашим рельсам, и
рельс остаётся непрерывный.
Как объясняют
специалисты железнодорожной отрасли, тепловые зазоры необходимы, чтобы рельсы
не деформировались при перепадах температур. Однако именно они становятся
источником шума, вибрации и ускоренного износа путей. Разработка школьников
решает эту проблему: менять старые рельсы не требуется - достаточно установить
новые стыки, которые являются самым уязвимым элементом конструкции. Кроме того,
это позволит уменьшить аварийность и
эксплуатационные расходы. Идею поддержал учитель физики Арнур Казыбеков.
На протяжении года ребята проводили расчёты и создавали 3D-макеты. Проектом
заинтересовался даже национальный перевозчик, отметив инженерный подход юных изобретателей.
Арнур Казыбеков, руководитель проекта:
– В начале это была просто подготовка к региональному проекту олимпиады. Руководство КТЖ, они нас позвали на встречу, будут оказывать нам экспертную поддержку в ходе проекта от начала до конца. При необходимости компания КТЖ готова отлить такой рельс именно по нашей модели.
Инновационное
решение получило четыре патента в Казахстане и теперь готовится к международной
регистрации в Женеве. И как говорят эксперты, это не просто вклад в
железнодорожную отрасль нашей страны, но и международную.

