Ставка
– на транзит. И это не просто слова, а ведение расширенной работы. Казахстан сегодня формирует Трансказахстанский
коридор. Строительство путей ведётся сразу в нескольких направлениях, включая
участки на севере, юге и востоке страны. Как отмечают в Нацкомпании «Қазақстан темір жолы», работы идут ускоренными темпами – это уже позволяет
перераспределять транзитные потоки. Так, за месяц по открытым в рабочем режиме
вторым путям Достык-Мойынты прошло 647 грузовых и 235 контейнерных поездов. А
после полного запуска линия увеличит пропускную способность грузопотока из
Китая еще в 5 раз.
Марат Искалиев, управляющий директор по строительству НК «Қазақстан темір жолы»:
- Сегодня в активной фазе идет реализация
4 крупных инфраструктурных проектов. Как вы знаете 30 сентября было запущено
рабочее движение проекта «Достык-Мойынты», проект протяжённостью 836 км, до
конца года будет подписан акт ввода в эксплуатацию, второй проект – это
строительство железнодорожной линии местными станциями «Казыбек би+Жетиген».
Это обводная линия Алматы, главные пути там 75 км, станционные 121 км, также
рабочее движение будет завершено в текущем году.
Масштабное
строительство позволяет не только повысить привлекательность транзита через
Казахстан, но и связать между собой промышленные центры страны. Так, проект «Дарбаза - Мактаарал» - обеспечит
прямое сообщение южных районов и перераспределит транзит в Центральной Азии. А возведение
линии «Мойынты-Кызылжар» - ключевого участка транспортного коридора от границы
с Китаем до Каспийского моря к тому же - сократит время груза в пути.
Марат Искалиев, управляющий директор по строительству НК «Қазақстан темір жолы»:
- Проект «Дарбаза- Мактаарал», реализуемый в Туркестанской области – общая протяженность проекта 152 км, по графику у нас завершение в декабре 2026 года. Это безусловно увеличит транзит, это повысит пропускную способность, это улучшит соответствующее состояние инфраструктуры, это прямая задача. Безусловно – это дополнительный импульс социально-экономическому развитию тех областей, где проект реализуется.
Параллельно ведётся строительство линии Бахты – Аягоз. Она станет
третьим железнодорожным переходом с Китаем и почти вдвое увеличит пропускную
способность коридора - с 28 до 48 млн тонн в год. Новая ветка в почти 300 километров
сократит маршрут доставки еще на 320 километров. В целом в стране за 3 года намерены
построить около 5 тысяч километров железных путей, а также отремонтировать 11
тысяч километров действующих линий.

