1865 год, Париж, Франция. В научных кругах распространяется альбом польского политического деятеля, историка и художника Бронислава Залесского «Жизнь киргизской степи». Немногие из его парижского окружения знают, что в 50-е годы автор провел несколько лет на полуострове Мангышлак в Западном Казахстане, за 6000 км от места своего нынешнего проживания. На страницах альбома можно увидеть людей одетых в экзотическую для французов одежду, юрты, лошадей и верблюдов. На одном из этих рисунков изображен певец-сказитель Мырзакай, держащий в руке небольшой трехструнный инструмент без ладов, с коротким грифом. Ученый Болат Сарыбаев идентифицировал этот инструмент как шертер и в дальнейшем он занимался возрождением этого инструмента на основе рисунка Залесского в мастерской музея народных инструментов.
Отсюда начинается история исследования одного из древнейших тюркских музыкальных инструментов. У казахов он называется шертер. Это трехструнный щипковый инструмент, внешне напоминающий домбру, при этом старинный шертер имел открытый корпус, три струны и короткий гриф без ладов. Шертер изготавливали из цельного куска дерева.