Загрязнитель платит! Обновленный экологический кодекс диктует новые правила. В Казахстане увеличат размер штрафов для автомобилей, которые выбрасывают в воздух загрязняющие вещества с превышением допустимых норм. Речь идет о санкциях в 10 МРП. Юридическим лицам придется выложить 100 месячных расчетных показателей, то есть почти триста тысяч тенге. При повторном нарушении в течение года эти штрафы станут выше еще в два раза.
Асель Мухаметжанова, руководитель управления комитета министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК:
- Эта норма еще не вступила в силу. Она вступает в силу с 1 июля 2021 года. По действующему законодательству в настоящее время для физических лиц при выявлении нарушения штраф составляет – 2 МРП, при повторном нарушении увеличивается в два раза.
Жанара Дулатова, корреспондент:
- А вот какие именно машины рискуют попасть под штрафы – уже вопрос к техникам. Каждый автомобиль должен проходить плановый техосмотр. Там специалисты и проверяют, насколько та или иная машина загрязняет окружающую среду. Меньше всего повезет тут автомобилям-старичкам с большим пробегом.
К слову, зависит вредность выбросов и от качества топлива. Все эти факторы должны проверять те, кто и выдает диагностическую карту техосмотра. Здесь важно, чтобы все было прозрачно, потому что проверить специалистам машину на уровень вредных выбросов тоже не так уж и просто.
Асель Мухаметжанова, руководитель управления комитета министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК:
- В настоящее время мы проверяем только в ходе плановых проверок – это раз в год в рамках плановых проверок крупных предприятий. Соответственно, транспортный цех мы проверяем на нормативы выбросов. А водители простых автомобилей должны более ответственно подойти к этому вопросу и добросовестно пройти технический осмотр.
Кстати, проверяют специалисты соблюдение стандартов по выбросам инструментально. Помогают средства измерения газоанализатора «Автотест», «Мета-01» и другие. Казахстанские автолюбители комментируют новшество по-разному. Одни рады, что воздух в городе станет чище, другие не намерены менять свою старую машину, сетуя на недостаток средств на приобретение нового, соответствующего всем требованиям автомобиля.
БЛИЦ:
- Это ведь правильно, что устанавливают штрафы. Без них город не станет чище. Просто так человек не станет думать об этом. Поэтому я считаю, что правильно, что в Казахстане ввели штрафы.
- Понимаете, технологии не стоят сейчас на месте. Однако все равно нужно думать, что у многих людей нет денег, чтобы купить новую машину, которая соответствует всем нормам. У меня у самого машина евро 4, хотя сейчас уже шестая версия вышла.
Впрочем, у тех, кто не хочет платить высокие штрафы или прощаться с любимым автомобилем, есть выход – оборудовать машину специальными средствами, уменьшающими выбросы. Тем более, что на их установку у автовладельцев есть как минимум полгода. Закон вступит в силу только этим летом – в июле.
Автор: Жанара Дулатова