Крупный транспортно-логистический
кластер создадут в Казахстане. Он появится на базе портов Актау и Курык. Сейчас
Министерство транспорта республики разрабатывает комплексный план по реализации
проекта. За счет него намерены нарастить контейнерные мощности, развить
терминалы по перевалке грузов. В этом большую роль может сыграть многофункциональный
морской терминал Саржа в порту Курык. Несмотря на то, что здесь продолжается
строительство, в этом году уже был принят первый груз.
Планируется, что терминал
полностью введут в эксплуатацию в 2025 году и уже через пять лет он позволит
увеличить пропускную способность Транскаспийского или как его еще называют - «Среднего коридора» на 10 млн тонн в год.
Эксперты уверены, что у порта Курык есть все возможности стать важным звеном в
перенастройке цепи транспортно-логистических маршрутов.
Серик Ахметов, генеральный
директор порта Курык:
– Самый близкий выход к открытой
воде с учетом текущей геополитической ситуации - это так называемый «Средний»
коридор. И проходя через порт Курык, казахстанский экспорт попадает на
кавказский узел, проходит Азербайджан, Грузию и доходит до Черного моря. А выход
на Черное море дает возможность функционировать уже в рамках глобальной мировой
логистики. Порт Курык является одним из ключевых звеньев, которые стоят по
маршруту. Мы видим, что существенно увеличился перевоз грузов. Так, для примера, в прошлом
году мы в 2 раза увеличили наши объемы. И по итогам года добавим где-то 15-20%
к объему прошлого года.
Кроме того, к 2030 году
планируется увеличить грузопоток по Транскаспийскому международному
транспортному маршруту в пять раз. Так, потенциал объема перевозок будет
доведен до 20 млн тонн. И возможности морских портов Баку/Алят, Батуми, Поти, Актау
и, в том числе, Курыка позволяют переориентировать на маршрут еще порядка 7 млн
тонн грузов.