В Казахстане для управления дорогами
планируют создать единую цифровую платформу - «E-Joldar». Она объединит в себе
существующие в стране системы дорожной отрасли. Об этом на заседании Правительства
сообщил глава Министерства транспорта республики. Марат Карабаев отметил, что
платформа будет включать в себя всю базу данных об имеющихся автомобильных
дорогах. К тому же новшество сделает процессы развития отрасли прозрачными, а
также обеспечит надёжный контроль и эффективное управление дорожными активами.
В целом, отмечают в ведомстве, связь
между пользователями автодорог, местными исполнительными органами и
специалистами будет автоматизирована, а цифровые технологии будут внедряться в
отрасли поэтапно.
Марат Карабаев, министр транспорта РК:
- На всех платных участках дорог успешно
работает система оплаты проезда «KazToll». В 2024 году завершена интеграция с
системой ЕРАП - реестром адмправонарушений Генпрокуратуры, и запущен проект
«Средняя скорость». Кроме того, в этом году завершится интеграция системы
Автоматизированных измерительных станций с ЕРАП, что создаст условия для
оптимизации административных процедур в отношении тяжёлых транспортных средств.
Развивать дорожно-транспортную отрасль в
Казахстане намерены, в том числе и через поддержку инновационных цифровых
проектов отечественных разработчиков. 24 из них зарегистрированы в
международном технопарке Astana Hub. Их
выручка составила 15 млрд тенге, а экспорт порядка – 1-го миллиарда. Одна из
таких цифровых платформ с использованием технологий искусственного интеллекта
позволяет сократить время оценки состояния дорог с 4 дней до 4 часов. Другая
позволяет оптимизировать процедуры в транспортно-логистической сфере с помощью технологий
AI. Проект востребован как в Казахстане, так и на рынке СНГ. А еще один стартап
от казахстанских специалистов успел покорить мир. Благодаря ему 500 умных
парковок устанавливают за рубежом и 200 - в Казахстане.
Олжас Бектенов, Премьер-министр РК:
- На расширенном заседании Правительства
Глава государства уделил особое внимание переходу на новый уровень
инфраструктурного развития, в том числе транспортно-логистической сферы. По
итогам прошлого года имеются хорошие результаты, однако темпы нужно наращивать.
Необходимо приступить к подготовке новых проектов, направленных на укрепление
позиции Казахстана в Центральной Азии как основного транзитного хаба. Для этого
оперативно решить вопросы их финансирования и резервирования земельных
участков.
Ожидается, что по итогам 2025 года 94% республиканских
дорог будут соответствовать всем нормативам, а местных - 91%. Мобильный
интернет станет доступен на всех крупных трассах Казахстана в 2027 году.
Автор: Айгерим Акимжанова

