В Казахстане доля
женщин-владельцев малого и среднего бизнеса сегодня составляет около 50%. В
крупном же ситуация немного иная, доля их - меньше 20%. Чтобы изменить ситуацию
в стране, активно развиваются различные образовательные и обучающие программы,
что даст отечественным предпринимательницам шанс перейти на более крупный
сегмент бизнеса. Для этого они должны постоянно пополнять и расширять круг
знаний, например, в сферах маркетинга, айти, финансов и продаж. К слову, подобные
проекты запускаются как государством, так и международными крупными организациями,
финансовыми институтами и другими партнерами, в их числе - представители
креативной индустрии.
Ирина Харитонова, руководитель
фонда устойчивого развития Центральной Азии «Creative Innovation Instiute»:
- Женщины на селе, например, у
них есть проблема с тем, что есть международные гранты, но у них нет знаний
английского языка, или, например, цифровизация. Мы как раз образовательными
блоками занимаемся, мы вовлекаем женщин и даем возможность привлекать
информацию о подобных инструментах. Мы предлагаем изучить международный опыт,
когда есть специальные фонды поддержки именно женского предпринимательства, ну,
и, конечно, посмотреть на то, как можно интегрировать коллаборацию женского
бизнеса и поддержки этих программа среди тех, которые существуют для крупного
бизнеса.
Обширная работа проводится также при
поддержке Структуры «ООН-женщины» в Казахстане. Это организация тренингов,
различных образовательных проектов и программ. Благодаря одной из инициатив,
разработанной совместно с Правительством нашего государства, в прошлом году во
всех регионах и крупных городах страны появились центры развития женского
предпринимательства.
Дина Амришева, и.о. главы офиса структуры
«ООН-женщины» в Казахстане:
- Это центры такого типа «одного
окна» предоставляли консультации женщин-предпринимательницам по регионам нашей
страны. По данным на конец 2023 года, более 10 тысяч женщин получили
консультации и также была возможность увеличить и придать дополнительный
импульс уже существующему бизнесу. Мы также планируем в этом году провести
совместные мероприятия с венчурными организациями, фондами, которые
присутствуют в РК. Я считаю, что это достижение нашего государства, поскольку
мы уже выходим на новый этап, когда женщины достаточно активны именно в
управлении финансами, корпоративными финансами и как можно через цифровизацию и
инновации внедрять и улучшать состояние бизнеса.
Говоря о направлениях
предпринимательской занятости казахстанских женщин, то наиболее
распространёнными остаются образование и здравоохранение. Однако в последние
годы все больше бизнес наших соотечественниц связан с обрабатывающей
промышленностью. Данные статистики показывают, что за последние пять лет доля
женщин в ней выросла почти на 30%.