Первые упоминания об инструментах кочевников, похожих на свирель и флейту, встречаются в письменных источниках XIII-XIV веков.
Одни из самых необычных духовых инструментов, найденных в ходе археологических раскопок и хранящихся в нашем музее – это қос үілдек, үілдек и керней. Они найдены в ходе комплексных раскопок в Южном Казахстане под руководством известного археолога Кемаля Акишева.
Несмотря на то, в современном музыкальном мире сыбызгы только начинает обретать известность, в эпоху ранних кочевников, по мнению музыковедов, этот инструмент стоял в одном ряду с домброй и кобызом. Но после, духовой инструмент утратил свою популярнсть. Известный русский этнограф Александр Затаевич в своих трудах пишет, что причиной этому стал отход кочевников от тенгрианства и языческих обрядов. Именно тогда на первый план вышла домбра, с помощью которой казахи не лечили и не обращались к духам предков. Сыбызгы же стал инструментом, с помощью которого люди доносили плохие и хорошие вести, оплакивали умерших и восславляли новорожденных.