При строительстве дорог в Казахстане
используют побочный продукт при производстве алюминия. По словам отечественных ученых,
так называемый «бокситовый шлам», в 2-3 раза прочнее и крепче обычных материалов.
Долговечность и устойчивость подтверждают результаты исследования образцов из
основания автомагистралей, где применялся материал. Так, он был уложен сразу на
двух участках - на трассе «Павлодар-Семей-Калбатау» 7 лет назад и 20 лет назад
– на дороге «Омск-Майкапшагай». Как говорят эксперты, применение новой технологии
позволит не только сэкономить средства, но и строить до 5 тысяч километров
новых дорог в год.
Кайрат Мухамбеткалиев, руководитель
управления Казахстанского дорожного научно-исследовательского института:
- Как показывают лабораторные испытания, прочность
образцов материала увеличивается. Данный бокситовый шлам был применен в
основании автомобильных дорог. Данный опыт мы внимательно изучаем. Потому в
дальнейшем его широко масштабировать на всех дорожных проектах страны.
Кроме того, сейчас ученые ведут разработки
других инновационных материалов. Например, добавки для самоуплотняющегося
бетона и минерального порошка для асфальтобетона.
Автор: Толкын Нуриаменова