Выставка исламской каллиграфии открылась в
Астане. В экспозиции представлено порядка 30 экспонатов. Они наглядно
демонстрируют историческое и культурное значение искусства каллиграфии в
Центральной Азии. В каждой работе заложен глубокий духовный смысл. Кроме того
мастера и хранители рукописных традиций из Турции, Узбекистана, Кыргызстана и, конечно,
Казахстана, провели мастер-классы. Они показали свои навыки и рассказали о
разнообразии стилей и художественных особенностях каллиграфии. Своим
мастерством по праву гордится казахстанец Асылбек Орынбасар. Он - единственный
каллиграф в Центральной Азии, получивший разрешение от известных турецких
специалистов в области исламской каллиграфии. Его росписи украшают крупные
мечети страны.
Асылбек Орынбасар, каллиграф:
- Традиционным инструментом каллиграфии
является бамбуковый калам. Это проверенный веками инструмент — легкий, удобный
и неутомительный в использовании. Если бы он был металлическим, работать с ним
было бы гораздо сложнее. Как вы видите, мы пишем вручную множество трактатов и
манускриптов, заполняя большие площади, в том числе в мечетях. Калам — это
простой, практичный и доступный инструмент, идеально подходящий для
каллиграфии.
Алмат Абсаликов, главный эксперт Национального
центра рукописей и редких книг:
- Существует множество видов каллиграфии:
арабская, латинская, кириллическая и другие. По почерку можно определить, где,
кем и когда была написана книга, а также даже уровень образования автора. Для
археографов, изучающих рукописи на тюркском, персидском или чагатайском языках,
анализ каллиграфии играет важную роль в исследовании исторических документов.
Автор: Эльмира
Гильмудинова

